Современные психотерапевты убеждены, что самооценка человека формируется в первые 5 лет его жизни. Поэтому так важно проявлять к ребенку любовь и уважение, доверять ему. Если он будет регулярно подвергаться упрекам и критике, это окажет негативное воздействие на всю его последующую жизнь, так как будет страдать от заниженной самооценки. Специалисты нашего центра уделяют большое внимание в формировании самооценки. Чтобы ее скорректировать, используется комплекс психотерапевтических методик, они определяются в индивидуальном порядке. В частности, это динамическая и поведенческая терапия, ДТДГ.

Формирование самооценки

Если человек в детстве постоянно подвергается критике, его внешность или поступки негативно оцениваются, это неизбежно в результате приведет к формированию неадекватно низкой самооценки. У такого индивидуума появляются представления о том, что в будущем ему уготована роль аутсайдера и изгоя, из-за этого он начинает всеми силами избегать окружающих, повышается его замкнутость и скрытность.

Большинство психотерапевтом убеждены, что базовые основы человеческой личности формируются в самые первые годы жизни. Мнение о себе у ребенка преимущественно складывается из совокупности того, что о нем говорят и как к нему относятся важные для него люди, по-научному референтные группы. Их значение приобретает большую роль в процессе становления и формирования человеческой личности. Именно в семье у ребенка начинает формироваться самооценка на всю его будущую жизнь. Если родители доверяют ему и всячески проявляют свою любовь и уважительное отношение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что становится человеком, достойным такого отношения к себе.

Ученые выяснили, что положительная самооценка у человека формируется при выполнении трех следующих условий:

  • безоговорочное принятие своего ребенка обоими родителями;
  • формулирование последовательных и предельно понятных требований к нему;
  • уважение к его личности и индивидуальных желаний и потребностей в установленных рамках.

В будущем родители постепенно вытесняются из референтной группы другими людьми. Решающее значение начинают приобретать одноклассники и однокурсники, сослуживцы, коллеги по работе. Будущее формирование его самооценки непосредственно зависит от того, насколько человек сможет адаптироваться в каждой из этих социальных групп.

Если психическое формирование личностей происходит без дополнительных сложностей, то это должен быть динамический процесс, который развивался бы вместе с внутренним миром и восприятием себя человеком. На самом деле часто приходится сталкиваться с иной действительностью. Внешне успешный человек чувствует себя неуверенно и опустошенно из-за того, что страдает от заниженной самооценки.

Формирование самооценки

Как исправить неадекватную самооценку

Нужно не забывать о том, что проблемы могут возникать не только из-за заниженной, но и из-за завышенной самооценки. В такой ситуации человек слишком высокого о себе мнения, просто не представляя, что может подвергаться критике. Он начинает в собственных мыслях себя идеализировать, что в результате приводит к серьезным проблемам в общении и взаимодействии с другими людьми.

Задача, которая стоит перед психотерапевтом в такой ситуации заключается в том, чтобы четко установить, какие проблемы с самооценкой существуют у пациента. На этом базисе разрабатывается оптимальная схема лечения.

В большинстве случаев скорректировать неправильно сформированную самооценку удается в результате комплексной терапии, которая в обязательном порядке должна учитывать физические и психологические особенности пациента. Решающее значение в корректировке самооценки приобретают психотерапевтические методики.

Способы исправления самооценки

Самооценка должна исправляться в формате комплексного подхода. Для этого параллельно используются различные психотерапевтические методики. Только с их помощью удается добиться действительно положительного результата. К таким методикам следует отнести:

  • поведенческую и когнитивную терапию;
  • аутогенные тренировки;
  • динамическую терапию;
  • десенсибилизационные методы;
  • арт-терапию, особенно при работе с детьми.

Использование перечисленных психотерапевтических методик позволяет формировать у человека несвойственные ему реакции, которые ему удается усваивать, благодаря их многократному и постоянному повторению. К примеру, если раньше человека был не в состоянии никому отказать, что приводило к тому, что им пользовались окружающие, то после серии психотерапевтических сеансов он осваивает умение давать твердый отказ, повышается его уважение к себе.

За счет постоянного повторения новых реакций удается добиться положительного результата.

Меню