Схема-терапия – популярная на практике психотерапевтическая методика, которая относится к категории когнитивно-поведенческой терапии. Отличительной чертой методики считается тот факт, что она помогает комплексно решить проблему когнитивного, поведенческого и эмоционального характера. Методика была разработана доктором Джеффри Янгом, целью, которой является устранение личностных расстройств, депрессивных состояний, последствий детских травм. Как показывает практика, схемная терапия хорошо справляется с дезадаптивным поведением, помогает определить и проработать причины такого поведения, вернуть в жизнь гармонию, стабилизировать психическое состояние.
Основные направления схемы-терапии
Методика в психологии имеет несколько направлений:
- когнитивно-бихевиоральную терапия;
- психоанализ;
- теория объектных отношений;
- теорию привязанности;
- гештальт-терапию.
Все способы психологического воздействия сводятся к тому, чтобы восстановить или наладить межличностное общение, диалоги, групповые обсуждения и конструктивизм. Схемная терапия чаще используется в лечении нарциссического и пограничного расстройства личности. В отличие от других методик, глубоко прорабатывает детские травмы, сильные чувства, которые повлияли на качество взрослой жизни.
Виды дезадаптивных схем
Схема-терапия относится к эффективным и динамично развивающимся методикам психотерапии. Включает в себя несколько интегративных подходов, которые позволяют решить ряд проблем. Основной целью методики считается снизить влияние дезадаптивных схем на жизнь человека, помочь ему научиться удовлетворять свои эмоциональные потребности наиболее эффективными способами.
В психотерапии выделяют 18 основных дезадаптивных схем, каждая из которых имеет свои особенности.
- Брошенность – страх перед потерей человека, с которым присутствует сильная эмоциональная связь.
- Эмоциональная депривация – уверенность в том, что окружающие проявляют непонимание.
- Недоверие – страх перед тем, что другие люди принесут вред и боль.
- Изоляция – уверенность в том, что человек не такой как другие, что проявляет желание спрятаться от общества, уединиться.
- Дефективность – страх перед тем, что при знакомстве с другим человеком, тот узнав его ближе, откажется от дальнейшего общения.
- Несостоятельность – проявляется у тех, кому в детстве не давали свободы действий.
- Ожидание катастрофы или болезни – страх перед неудачами. Человек постоянно ждет чего-то плохого.
- Неразвитое Я – нет собственной идентичности. Проявляется у тех детей, которого родители чрезмерно опекали, контролировали.
- Обреченность на неудачу – чувство некомпетентности.
- Подчинение – проявляется у детей, родители которых игнорировали их желание, чрезмерно контролировали.
- Самопожертвование – жертвуют своими потребностями ради помощи другим.
- Поиск одобрения — поведение, когда человек ищет одобрения и признания у других людей.
- Негативизм – человек пессимистичен, уделяет мало внимания позитивным аспектам в жизни.
- Подавление эмоций – проявляется у детей, родители которых запрещали проявлять свой гнев и эмоции.
- Наказание – живут, чтобы не совершать ошибки, иначе считают, что за них понесут тяжелое наказание.
- Жесткие стандарты – имеют чрезмерные требования к себе и окружающим.
- Грандиозность – убеждение в том, что выражать мысли нужно здесь и сейчас и нет значения, ранит это или принесет удовольствие.
- Недостаток самоконтроля – отсутствие дисциплины в детстве формирует неспособность контролировать свои эмоции и чувства во взросло жизни.
Все эти состояния способны проявляться по самым разным причинам, но свое начало в основном берут из детства, отношения в семье. Психологи уверяют, что ранние дезадаптивные схемы присутствуют у всех людей, но у одних выражены в меньшей степени, а у других в большей, приводят к различным проблемам во взрослой жизни.
Принципы действия схем
В работе с пациентами, для которых применяют схема-терапия, используют разные психотерапевтические методики, стратегии и схемы поведения, которые блокируют контакт с их чувствами и потребностями. Основной целью методики считается:
- определить причину, разобрать ее на этапы, которые влияют на человека;
- отказываться от применения копингов;
- удовлетворять свои потребности здоровыми способами;
- ограничивать яростные, импульсивные или гиперкомпенсирующие режимы поведения;
- избавится от критичных, самонаказующих схем;
- формировать и жить здоровыми режимами.
Благодаря методике закрепляются схемы, человек избавляется от детских страхов и фобий, умеет контролировать свои эмоции и желания. Результат достигается путем когнитивных искажений, саморазрушающих моделей поведения.